- ПЕСНЯ
ПЕ́СНЯ, форма словесно-музыкального искусства. Следует различать П. фольклорную и П. как жанр письменной поэзии. В традиционном фольклоре текст П. и ее мелодия создавались одновременно; литературная П. служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных произведений. Народная П., один из древнейших жанров народного поэтического творчества, может быть эпической, лирической, лиро-эпической и лиро-драматической. Для эпической П. (напр., русских былин, украинских дум, гайдуцких и юнацких П. южных славян, испанских романсеро) характерна повествовательность. В лирической П. повествовательное начало обычно менее развито; в них выражено главным образом идейно-эмоциональное отношение к событиям. Лиро-эпические П. (причитания и др.) сочетают развернутое повествование с сильным эмоциональным звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и некоторые хороводные П., содержание которых разыгрывается.
В зависимости от условий бытования народные П. делятся на обрядовые (см. Обрядовая поэзия) и необрядовые. Календарные обряды сопровождались колядками, веснянками, подблюдными песнями, масленичными, купальскими П., зажиночными, дожиночными и др. П., призванными оказать воздействие на природу, вызвать хороший урожай. П. семейно-бытового обряда сопровождали наиболее знаменательные события в жизни человека; таковы родильные, крестильные, рекрутские, свадебные П. (см. Свадебная поэзия), похоронные плачи.
Расцвет необрядовой песенной поэзии приходится на поздние периоды в истории фольклора. Наряду с крупными эпическими формами, связанными с общественно-исторической тематикой (пример русские исторические песни XVIXVIII вв.), большое развитие получила народная лирическая П., преимущественно любовного и семейно-бытового содержания; многие из таких П. отмечены глубиной чувства, высокими поэтическими достоинствами. Большинство традиционных лирических П. проникнуто грустью, вместе с тем шуточные и плясовые народные П. пронизаны неподдельным юмором и весельем. С XVIII в. в России возникают солдатские и рабочие П.; в них преобладает социальная тематика, заметно влияние литературы (куплетность, силлабо-тоническое стихосложение, рифма). Во 2‑й половине XIX в. массовое распространение получает частушка, а среди городских низов и т. н. мещанский романс.
Большое значение приобрели песенные жанры в литературе. Уже поэты Древней Греции (VIIV вв. до н. э.) создают культовые, застольные, любовные П., пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В средние века провансальские трубадуры создают такие песенные формы, как канцона, альба, рондо, сирвента, серенада, баллада.
Соединение литературной (куртуазной) и фольклорной традиций наблюдается также в П. французских труверов и немецких миннезингеров. В период господства классицизма П. в иерархии жанров было отведено весьма скромное место, но в эпоху сентиментализма, а затем романтизма литературная П. переживает расцвет: Р. Бёрнс в Англии, П. Ж. Беранже во Франции, Г. Гейне в Германии. В конце XVIII 1‑й половине XIX вв. жанр П. утверждается в русской литературе, в значительной мере благодаря А. В. Кольцову. Популярными П. стали многие стихи А. С. Пушкина («Узник», «Зимний вечер»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»), Н. А. Некрасова («Тройка», «Меж высоких хлебов затерялося», начало поэмы «Коробейники»), Н. Г. Цыганова, А. Ф. Мерзлякова, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова и других русских поэтов; на Украине Т. Г. Шевченко. Значительную роль в революционном движении сыграла литературная песня-гимн: «Интернационал» Э. Потье, «Варшавянка» Г. М. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. П. Радина и др. В советское время жанр П. интенсивно развивается как в фольклорных, так и преимущественно в литературных формах, вобрав в себя многообразное содержание общественной и личной жизни советских людей. Широкое распространение в народе получили песни Д. Бедного, Н. Н. Асеева, В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Суркова, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, Б. Ш. Окуджавы и многих других советских поэтов.
Издания:
Соболевский А. И., Великорус. народные песни, т. 17, СПБ, 18951902;
Песни и романсы рус. поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М., 1965.Литература:
Колпакова Н. П., Рус. народная бытовая песня, М.-Л., 1962;
Лазутин С. Г., Рус. народные песни, М., 1965;
Рус. народная песня. Библиография, указатель. 17351945, М., 1962.С. Г. Лазутин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.